Победы СССР: Легендарный внедорожник "Нива"


В 1970 году перед руководством заводов ВАЗ, АЗЛК, Ижмаш поставлена задача создать комфортный автомобиль повышенной проходимости для эксплуатации в сельской местности. Эта задача была поставлена председателем Совета министров СССР Косыгиным Алексеем Николаевичем. А в 1971 году прошло первое совещание на котором согласовывали конструктивные особенности будущего автомобиля. Летом этого же года конструкторы приступили к разработке технической документации будущей Нивы. С апреля 1972 года Пётр Михайлович Прусов назначен ведущим конструктором данного проекта и весной этого же года появился первый опытный образец автомобиля Нива. Это был лёгкий небольшой внедорожный автомобиль с несущим кузовом, независимой подвеской, первые образцы которого производились с возможностью подключения переднего моста, заднего моста либо обоих мостов сразу. В дальнейшем автомобиль Нива будет иметь постоянный полный привод. Кузов первых образцов Нив был создан в стиле армейских внедорожников. Первый экземпляр Нивы это модель ВАЗ-Э2121, он получил прозвище "крокодил".

Фото модель: ВАЗ-Э2121



Модель опытного образца подготовили к тестовым проверкам. На тот период существовали госты испытания легковых автомобилей и госты испытания вездеходов. Автомобиль Нива не подходил не под одну из категорий, вследствие чего было принято решение зарегистрировать новую категорию автомобилей: легковые полноприводные. И создать госты по испытанию таких автомобилей. Так в мире появилась новая категория автомобилей: легковые полно-приводные. Испытания Нивы, как и принято в СССР, были засекречены. С целью маскировки на автомобилях размещали эмблемы выдуманного бренда "Formika", интересующимся местным жителям, в районах испытаний, представляли автомобиль как новый вариант "Фиата", на радиаторной решётке прикреплялась буква "F". Первично испытания проходили на Дмитровском полигоне (в настоящее время автополигон НАМИ), для сравнения в тестах принимали участие: серийный внедорожник УАЗ-496Б, и лучшие в мире на тот период внедорожники Range Rover и Land Rover 88.
При преодолении недлинных сложных участков трассы с ходу Нива выигрывала конкурентов, при прохождении длинных участков на медленной скорости немного отставала от них. Далее автомобиль Нива тестировался в Средней Азии, на Урале, на Памире. Нива с отличием прошла все тестовые испытания и 31 июля 1975 года издан приказ Министерства автомобильной промышленности № 199 "О постановке в производство новой модели повышенной проходимости ВАЗ-2121 Нива". А первая серийная модель Нивы (ВАЗ-2121) сошла с ленты конвейера 5 апреля 1977 года. К тому времени внешний вид Нивы изменился, ниже представлен дизайн Нивы образца 1973 года, разработанный дизайнером ВАЗа Валерием Павловичем Сёмушкиным.


Фото модель: ВАЗ-2121 образца 1973 года

 



Фото модель: ВАЗ-2121 образца 1977 года

ВАЗ-2121 Нива является самой лучшей и удачной работой завода ВАЗ. В 1977 году Нива в области автомобилестроения произвела на мировой арене настоящий фурор, уникальное сочетание внедорожника и комфортного городского автомобиля. В 1980 году Ниве на 53-й Международной выставке в городе Познани была присуждена золотая медаль. Во всём мире высоко оценили возможности нашего внедорожника, Нива стала поставляться в более чем 100 стран. Нива поставлялась даже в Японию и Германию, что бы купить Ниву там необходимо было записаться в очередь. На экспорт Нивы комплектовали другой резиной и дисками, ставили люки, панорамные зеркала и задние дворники. Оснащали лебедками и подножками. Дополнительно ставили кенгурятники, защиту фар, противотуманные фары. В некоторые страны поставляли Нивы с правым рулём, в некоторые с меньшим объёмом двигателя (1.3 литра, по просьбе заказчика). Ниву стали производить в шести странах мира: Чили, Бразилии, Греции, Эквадоре, Панаме, Канаде. На Нивы пересели многие любители экстремальных видов спорта и отдыха, Нивы стали занимать первые места на престижных соревнованиях и в различных экстремальных гонках. В странах появлялись фанклубы Нива. В некоторых странах Нива занимала более 90% продаж приходившихся на внедорожники (например а Австрии).
Автомобиль Нива завода ВАЗ открыл начало новой автомобильной эпохи. В 1986 году представители японского завода "Suzuki" подарили главному конструктору Нивы Пётру Михайловичу Прусову рекламный проспект автомобиля "Vitara" с надписью "Крестному отцу этого автомобиля". Далее стали появляться аналоги автомобиля Нива ведущих автомобильных заводов разных стран. Но Нива по прежнему была лидером в этом классе.
Нельзя не упомянуть ещё об одном интересном варианте Нивы. Это образец выполнен для спецслужб и армии. Это ВАЗ-2122 "Река", автомобиль-амфибия разработанный в 1989 году. Двигатель 1.3 литра, масса 1.2 тонны, герметичный кузов с тентом, дополнительно для откачки воды стояли два насоса.


Фото ВАЗ-2122 "Река"

Фото одного из современных вариантов Нивы

Фото Нивы повышенной проходимости.

 

Несколько рекордов автомобиля "Нива"


⚫ В 1998 году Нива без посторонней помощи поднялась на гору Эверест до лагеря альпинистов, который располагался на высоте 5200 метров.
⚫ В 1999 году без посторонней помощи поднялась в Тибете на плато в Гималаях на высоту 5726 метров.
⚫ Своим ходом поднялась на вершину горы Фудзиямы, самая высокая точка в Японии, высота 3776 метра.
⚫ В апреле 1998 года, на Северном полюсе, Ниву сбросили с парашюта, она без проблем завелась и доехала до места назначения.
⚫Нива является первым в мире внедорожным автомобилем, использующимся для передвижения полярниками на Южном полюсе, известен факт что обычная Нива более 15 лет проработала в Антарктиде, на станции Беллинсгаузен.
В настоящее время автомобиль Нива выпускается в различных вариантах и комплектациях, предназначенных для разнообразных целей. Он и по сей день славится спросом у любителей экстремального спорта и активного образа жизни. Является одним из самых лучших и удачных автомобилей в своём классе. Сейчас легендарная Нива снова быстро набирает обороты популярности утраченные во времена развала СССР и падения нашей экономики.

Другие статьи блога Ценз